Пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать!
 Новости:  Расписание на декабрь 2018 (5779г.)...  Файлы:  гл. Ваешев (Получение выгоды) -01.12.2018 ... 
Помощь детям

    Желающие оказать 
    благотворительную  помощь детям из
    детских домов  и
    интернатов могут связаться  с нами по телефону:
    +38(048)711-14-95

Наша библиотека
Бесплатно!

    Справки по телефонам:
    Люба: +38(093)1165203, 7026756
    Олег: +38(098)4865894

Пожертвования
Loading

ВЫЖИВАНИЕ

23/07/2008



ВВЕДЕНИЕ

Казалось бы, в наш век технической ре­волюции, когда созданы многочи-сленные и разнообразные средства защиты от небла­гоприятного влияния больших высот и низ­ких температур, когда техническое совер­шенство воздушного и морского транспорта обеспечивает безопасность человеку в поле­те и на водных просторах, а средства связи позволяют подать сигнал о помощи из любой точки планеты, путешественникам, морехо­дам и землепроходцам не может угрожать трагическая судьба Георгия Брусилова и Владимира Русанова, Роберта Скотта и Джона Франклина, Соломона Андрэ и Руала Амундсена.


Но как ни далеко шагнул технический прогресс, не стали теплее арктические мете­ли, все также потрясают своей мощью ура­ганы, не подобрели океанские штормы и тай­фуны, все также безжалостен иссушающий зной пустыни.


И случается порой, что волей обстоятельств человек оказывается    в крити-ческом поло­жении — один на один с природой.


В мировой печати можно прочесть сооб­щения о моряках, потерпевших корабле­крушение и оказавшихся на лодках и пло­тах среди бушующего океана, о рыбаках, унесенных на обломке льдины в открытое море, о путниках, застигнутых бураном, о туристах, сбившихся с маршрута и заплу­тавшихся в тайге или пустыне. И нередко до прихода помощи терпящим бедствие прихо­дится существовать автономно, т. е. за счет своих ограниченных запасов пищи, воды, используя имеющееся снаряжение для под­держания жизни.


Благоприятный исход автономного суще­ствования зависит от многих причин: физи­ческого и психического состояния людей, запасов воды, пищи, эффективности аварий­ного снаряжения и др.


Важное значение для жизнедеятельности человека в условиях автономного сущест­вования имеет внешняя среда, ее физико-географические условия. Активно воздейст­вуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного сущест­вования, способствует или препятствует успеху выживания. Факторы внешней сре­ды, влияющие на человека, весьма разнооб­разны и многочисленны. Это температура и влажность воздуха, ветер, солнечная ра­диация и многое другое.


Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан — каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями клима­та, рельефа, растительного и животного ми­ра. Они и обусловливают специфику жизне­деятельности человека, оказавшегося в той или иной зоне: режим поведения, способы добывания воды и пищи, строительство убе­жищ, характер заболеваний и меры их пре­дупреждения, передвижение по местности и т. д.


Однако степень важности каждого вопро­са будет определяться гео-графическим рас­положением района. Например, в пустыне ведущими будут действия по защите от тепловых поражений и по добыванию воды, в Арктике на первое место выступит борьба с холодом, в джун­глях усилия людей должны быть в первую очередь направлены на предупреждение тропических заболеваний и т. д.


Опыт подсказывает, что люди способны переносить самые суровые природные усло­вия в течение длительного времени. Однако человек, непривычный к этим условиям, по­падающий в них впервые, случайно, в результате сложившихся обстоятельств, ока­зывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели.

Поэтому, чем жестче условия внешней среды, тем короче оказываются сроки авто­номного существования, тем большего на­пряжения требует борьба с при-родой, тем строже должны выполняться правила пове­дения, тем дороже цена, ко-торой оплачива­ется каждая ошибка.


Для поддержания своей жизни человек нуждается в определенных условиях; пище, воде, жилище и т. д. Вместе с тем, являясь членом общества, он привыкает к мысли, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать  на чью-то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову над тем, как укрыться от жары или холода, чем и где утолить голод и жажду. Заблудившись в незнакомом городе, он без труда получит нужную информацию, забо­лев, обратится за помощью к врачам.


При автономном существовании в без­людной местности подобная житейская фи­лософия, выработанная цивилизацией, со­вершенно неприемлема, так как удовлетво­рение даже самых обычных жизненных по­требностей иногда пре-вращается в трудно­разрешимую проблему. Вопреки приобре­тенному многолетнему опыту жизнь челове­ка становится зависимой не от привычных критериев (образования, профессиональ­ных навыков, материального положения и т. п.), а от совсем других факторов (от солнечной радиации, силы ветра, температу­ры воздуха, от наличия или отсутствия во­доемов,   животных,   съедобных растений).


Благоприятный исход автономного суще­ствования во многом зависит от психофизи­ологических качеств человека: воли, реши­тельности, собранности, изобретательности, физической подготовленности, выносливо­сти и др. Но их одних, нередко, оказывается недостаточно для спасения. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный водоисточ­ник; замерзают в тундре, не сумев постро­ить укрытие из снега; погибают от голода в лесу, кишащем дичью, становятся жертва­ми ядовитых животных, не зная, как ока­зать первую медицинскую помощь при укусе.

Основа успеха в борьбе с силами приро­ды — умение человека выживать. Выжи­вать - это значит активно, целесообразно действовать, применяя свои знания, опыт, изобретательность, использовать с макси­мальной эффективностью имею-щееся снаря­жение и подручные средства для защиты от неблагоприятного воз-действия факторов природной среды и обеспечения потребно­стей организма в воде и пище.


Главный постулат выживания — человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, если он сумеет ис-пользовать в своих интересах все, что дает окружающая природа.


Но для этого необходимы определенные теоретические знания и практи-ческий опыт. Отправляясь в дальнее странствие, человек должен иметь пред-ставление о физико-географических условиях района предстоящей экспедиции: о рельефе и водоисточниках, растительном и животном мире, о климати­ческих фак-торах, которые могут неблаго­приятно воздействовать на организм (хо­лод, жара, солнечная радиация и др.), осо­бенностях этого воздействия и методах защиты. Он должен научиться ориентации на местности по небесным светилам и дру­гим при-родным явлениям, распознаванию съедобных растений, добыванию огня без спичек и зажигалки, приготовлению пищи без кухонной посуды.


Разносторонняя информация, полученная в процессе обучения, и приобре-тенные практические навыки не только помогут в борь­бе с трудностями, возник-шими по тем или иным причинам, но и повысят уверенность человека в своих силах, внушат убежден­ность в том, что он сможет справиться с лю­быми невзгодами, ибо будет знать, что и как надо сделать.
Для неподготовленного человека окру­жающая среда кажется источником всевоз­можных опасностей. Он находится в посто­янном тревожном напряжении, ибо не знает откуда ждать опасности, а если и знает, то не способен правильно оценить ее степень.


Это состояние может продолжаться от минут до многих суток, и чем менее осве­домлен человек об условиях, в которых оказался волею обстоятельств, тем оно про­должительнее. Таким образом, не менее важная задача обучения — психо-логически подготовить человека к преодолению воз­можной аварийной ситуации, по-вы сить его эмоционально-волевую устойчивость, на­учить правильно понимать и оценивать сло­жившуюся ситуацию и действовать в соот­ветствии с ней.


И все же, как бы хорошо ни был обучен человек методам жизнеобеспечения в усло­виях автономного существования, каким бы совершенным снаряжением ни распола­гал, время, в течение которого организм может противостоять воз-действию высоких или низких температур, переносить отсутст­вие воды и пищи зависит от быстроты изме­нений физиологических функций, от глуби­ны их нару-шений и обратимости процессов.


Возможности человеческого организма, как и всего живого, ограничены и находят­ся в весьма узких пределах. Каковы эти пределы? Где находится тот порог, за кото­рым изменения функций органов и систем становятся необратимыми?


Каким лимитом времени могут распола­гать люди, оказавшись в тех или иных экст­ремальных условиях природной среды? Как замедлить процессы обезвоживания или охлаждения, перегрева или обессоливания? Как продлить возможно-допустимые сроки автономного существования, отдалив роковую минуту?


Цель обучения выживанию не только познакомить с основными принципами пове­дения человека при автономном сущест­вовании на суше и в океане, но и помочь практическими советами, как и каким образом надо действовать в этих услови­ях, используя все, что дает окружающая природа, для сохранения здоровья и жизни.

Продолжение книги вы можете найти в ражделе Файлы

 

 

Прочтено: 2008