Афикоман (кусок мацы, съедаемый в конце пасхальной трапезы)
Раздел: пояснения ключевых слов из Торы Дата: 29/03/2018

Афикоман (ивр.  אֲפִיקוֹמָן) - часть средней мацы, которую заворачивают в салфетку и прячут. Пасхальная трапеза заканчивается, когда дети находят афикоман (за что традиционно получают подарок). Руководитель торжества должен в конце трапезы выкупить половину мацы (афикоман) у детей, так как она очень важна и необходима для завершения торжественной трапезы. После еды эта половина мацы достаётся из укрытия и разламывается на маленькие кусочки. Каждый из присутствующих съедает кусочек в завершение всей трапезы, после чего нельзя больше ни есть, ни пить, кроме двух оставшихся бокалов виноградного сока.



Самым странным в этой маце является название «афикоман», что с греческого языка означает – «Я пришёл».

Если рассмотреть исторический контекст праздника Песах, то можно обнаружить, что во времена Храма афикоманом была пасхальная жертва, а после его разрушения — кусок мацы, который отламывают в начале седера и прячут. Когда Иешуа, празднуя Песах, преломил мацу, Он сказал: "Берите, ешьте! Это моё тело!" (Матф. 26:26). Тем самым Он сказал: «Я пришел». Иешуа дал понять, что Он становится «афикоманом». Он дал заповедь кушать мацу, вспоминая о пасхальной жертве. Из этого факта мы можем заключить, что традиция «афикомана» была привнесена в иудаизм через Мессию и Его учеников. Еще большим свидетельством этого является традиция преломлять среднюю мацу, оставляя верхний и нижний куски мацы нетронутыми.

Три мацы символизируют Божий эхад Отца, Сына и Святого Духа. Средняя маца, «Афикоман» («Я пришёл»), символизирующая Иешуа ха-Машиаха, ломается – Иешуа умирает; она прячется – Его погребение; она опять достаётся – Его воскресение. Многие ортодоксальные раввины утверждают, что якобы этот обычай (три мацы на Пасхальном столе) существовал уже задолго до времён Иешуа. Но это не так, потому что в Торе нет установления о том, что должно быть три мацы, и что среднюю надлежит разломить и разделить на всех. Названия «афикоман» мы также не находим в Торе. Как же тогда случилось, что афикоман стал столь важной составной частью при праздновании Песаха? Существующий сегодня порядок проведения торжества введён, разумеется, раввинами. Раби Гилель, один из выдающихся еврейских учителей, основатель и руководитель школы фарисеев, на которого ссылаются многие еврейские религиозные традиции, был современником Иешуа ха-Машиаха. К моменту рождения Иешуа ему уже было приблизительно 70 лет.

Нынешний обычай наличия трёх кусков мацы, разламывания и разделения средней мацы (афикоман) символизирует зихарон (служение воспоминания о жертве Мессии), Вечерю, которую заповедал Мессия «творить в Его воспоминание». Первые верующие в Иешуа были евреями и отмечали праздник Песах каждый год точно так же, как и другие евреи, вспоминая при этом о пасхальной трапезе, которая была у Господа с Его учениками. Так они по Его указанию включили в процесс трапезы символ «Его жертвы (Тела), за них ломимимой», и они делали это с тремя мацами, назвав среднюю «афикоман» – «Я пришёл». В течение 40 лет до разрушения Иерусалима этот обычай каким-то образом укоренился в пасхальном седере и остался с тех пор важной частью церемонии.

 

Чтобы больше узнать о том, как приобщаться к пасхальной жертве, вы можете прочесть следующие места Писания: Исх. 12, Ис. 53, Матф. 26.






CopyRight (c) Еврейская мессианская синагога Врата Сиона http://gatesofzion.od.ua

http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=1522